Профессиональные игроки в покер турниры часто описывают свое призвание как «сложный путь к легкой жизни». Один из самых сложных моментов в игре, с которым столкнется профессиональный игрок — разница в доходах. Несмотря на использование сильных навыков и большого опыта игры, многие игроки в покер по-прежнему приносят домой меньше денег в кармане, чем они унесли с собой за столы. Эти взлеты и падения в покере часто известны под понятием «дисперсия».

Что такое дисперсия?

В статистических терминах, дисперсия используется для определения различия между индивидуальным результатом и средним для сессии результатом. Эти результаты могут быть представлены в виде набора точек для определения колебаний в пределах периода времени.

Мы покажем, как рассчитать дисперсию на небольшой выборке данных. Если бы вы отслеживали результаты предыдущих сессий на $3/$6 в фикс-лимит Холдеме, то они могли бы выглядеть так:

-11, +85, -30, +144, +9, +30, -87

Каждый из этих результатов представляет собой точки из семи чисел.

В общей сложности все эти семь сессий составляю +140 (-11 + 85 — 30 + 144 + 9 + 30 — 87 = 140).

Среднее число семи сессий составляет +20 (140/7).

Дисперсия это сумма квадратов разностей между каждой точкой и ее значением.

Для первого результата, (20-(-11))=(20+11)-31.31^2=961.

Выполним процедуру для каждого результата и получим следующие номера:

961, 4225, 2500, 15367, 121, 100, 11449

Сложим эти цифры, разделим на семь и получим дисперсию:

961+4225+2500+15376+121+100+11449=34732

34732/7=4961.71

Стандартное отклонение, еще одна мера волатильности, есть квадратный корень из дисперсии:

SQRT(4961.71)=70.43

Наиболее частые результаты лежат в пределах стандартного отклонения (+/-70) с разницей (+20). С этими результатами игрок должен ожидать результаты между -50 (20-70) и +90 (20+70).

Однако, многие из этих точек лежат за пределами диапазона. Эти результаты продукт неудачи, плохих карт или плохой игры?

Отклонение и размер выборки

Чем больше точек в выборке, тем более точно можно посчитать дисперсию и стандартное отклонение. Семь точек приведенных здесь слишком мало, чтобы дать точную оценку того, как человек играет в 3/6 лимитные Холдем игры. Также, большее количество точек дадут игроку больше информации о том, как управлять неизбежными взлетами и падениями в кэш играх.

Дисперсия и Центральная предельная теорема

Другое важное понятие математики, которая описывает размер выборки, это «Центральная предельная теорема». Эта концепция утверждает, что поскольку число точек в наборе растет, участок графика с точками будет походить на нормальное статистическое распределение, похожее на классический «Колокол».

Основной принцип заключается в том, что чем больше размер выборки, тем больше точек данных, которые будут находиться около среднего значения. Эта мера дисперсии дает игроку более точное представление о том, чего ожидать от его результатов.

Дисперсия и удача

Даже у самых успешных покер игроков будут сессии, где он выигрывает или проигрывает 2 или больше стандартных отклонений от среднего значений. Многие неопытные игроки считают эту удачей, но она находится в пределах возможного, что показывает Колокол. Эти редкие точки имеют мало влияния на карьеру игрока. Если такие результаты продолжают появляться, они могут сигнализировать о начале новой тенденции.

Дисперсия и банкролл

Достаточный размер банкролла может выступать в качестве буфера против дисперсии. Некоторые игроки могут поверить в то, что имея всего несколько положительных результатов на $1/$2 Безлимитных играх, они готовы прыгнуть в $2/$5 или $5/$10 игры независимо от размера банкролла. Когда дисперсия колеблется в отрицательном направлении, это неизбежно, поэтому потери могут привести игрока к понижению лимитов или выбить из игры.

Дисперсия и структура

Некоторые покер игры, а также некоторые структуры ставок, имеют более высокую дисперсию, чем другие. Например, $3/$6 фикс-лимит Холдем будет иметь меньшую дисперсию, чем $1/$2 Безлимитные игры почти исключительно из-за разницы в структуре ставок. В $3/$6 лимитной игре максимальная ставка на ривере может составит $24 (ставка-рейз-ререйз-cap). В безлимитной игре игрок может поставить весь свой стек в любое время. Такой размер ставок может вызвать огромные перепады в дисперсии.

Дисперсия в турнирах

Несмотря на привлекательность, известность и славу по телевизору, турниры по Безлимитному покеру являются ярким примером проявления дисперсии. Большинство профессиональных игроков (в том числе многие известные лица на турнирах) зачастую играют в кэш игры, а участвуют только в самых престижных (и прибыльных) турнирах в связи с высокой дисперсией. Большинство всех крупных победителей турниров — «счастливчики», поскольку большинство игроков вернутся домой с пустыми руками.

Дисперсия и стили игры

Тайтово-агрессивный стиль наиболее прибыльный из всех, а также приводит к низкой дисперсии. Оба стиля, лузово-пассивный и тайтово-пассивный зависят от пойманной карты (стратегия высокой дисперсии), а лузово-агрессивный стиль основывается на больших ставках, чтобы подтолкнуть игроков к действию. Тайтово-агрессивный стиль основан на строгом выборе стартовых рук , редких блефах и понимании вероятности, что способствует уменьшению дисперсии.

Дисперсия и эмоции

Воздействие больших побед и ошеломительных потерь касается не только банкролла игрока. Эмоциональное состояние игрока, который переживает взлеты и падения, также может сказаться на игре. Игроки, которые привыкли к большим победам, могут потерять хладнокровие, когда сталкиваются с потерями. Одна плохая сессия может привести игрока к тильту и он потеряет свои навыки вместе с уверенностью.

Как бороться с дисперсией

Сдвиги в дисперсии также непредсказуемы и опасны, как изменения в погоде: каждый жалуется на них, но никто не может сделать что-то, чтобы предотвратить это. Наиболее важным аспектом успеха в покере является отдельная обработка каждой сессии или турнирной игры. Опытные игроки понимают, что их успех или неудача не заключаются в результатах отдельного турнира или кэш игры. Каждая сессия представляет только одну точку данных: последовательный подход позволит сократить дисперсию.

Заключение

Бывший победитель главного события Мировой серии покера Крис «Jesus» Фергюсон однажды сказал, что покер это «100% удачи и 100% мастерства». Появление каждой карты является результатом везения, но тот как игрок распоряжается этой картой, является продуктом мастерства, практики и опыта.

Чтобы начать играть в покер, если вы этого ещё никогда не делали, введите в поисковике фразу покер игра скачать и приступайте к игре, после установки клиента.